Доклад на семинаре «Управление системой жилищных расчетов на базе единых информационных расчетных центров», г.Москва.

 

Программный комплекс для расчетов с населением за услуги газоснабжения «Абонент+»

Прежде всего хотелось бы сказать, что взгляд на многие вещи, о которых пойдет речь ниже, сформировался не с точки зрения ЕРЦ, а с точки зрения организаций - поставщиков услуг. А точнее одного из поставщиков услуг - газораспределительных организаций. В Москве, очевидно, в качестве такой организации выступает «Мосгаз».

В двух словах о системе. Система предназначена для информатизации деятельности газораспределительных и газоснабжающих организаций - т.е. горгазов, облгазов, а также региональных компаний по реализации газа.

Начало разработки системы - март 1994 года. Практически сразу же после начала разработки обозначилась сложная ситуация с нормативно-правовыми документами в этой области. Наверняка с такими же сложностями столкнулись многие из присутствующих здесь при организации собственных расчетных центров. Отсутствие внятных методик расчета объема и стоимости услуг, сумм выпадающих доходов и т.д. вынудило помимо разработки программного обеспечения заниматься созданием методик расчета объема и стоимости услуг.

Так, авторами была разработана совокупность методик и алгоритмов, в том числе, «Методика расчета с абонентом за услуги газоснабжения при наличии льгот», ориентированная на расчет объема и стоимости услуг газоснабжения средствами вычислительной техники. При желании, с методикой расчета, а также с другими нашими работами по этой тематике можно ознакомиться на сайте www.abonent.ryazan.ru

Вернемся к системе. Система обеспечивает полную информационную поддержку всего комплекса задач, связанных с оказанием населению услуг газоснабжения. Причем услуги здесь понимаются в более широком смысле, чем просто расчет начисления. Помимо расчета начисления за газ и учета оплаты за него также обязательно необходимо рассчитать объем газа, потребленного абонентами, причем следить,чтобы рассчитанный объем и стоимость строго соответствовали друг другу. Помимо этого, широкий круг задач связан с профилактическим и ремонтным обслуживанием газового оборудования. И все это тоже относится к услугам и требует соответствующего расчета.

Следует отметить, что решение перечисленных задач основано на единой и актуальной базе данных, что позволяет повысить качество работ по ремонтному и профилактическому обслуживанию газового оборудования. Так, например, слесарь или бригада, обслуживающая газовое оборудование при выполнении ремонтных и профилактических работ, обладает всей необходимой информацией об абоненте. Начиная информацией о всех предыдущих неисправностях ГО абонента, и заканчивая информацией о состоянии его лицевого счета по оплате за газ.

Конечно, возможности системы не ограничены только расчетами объема и стоимости услуг. В целом, их достаточно много.

В настоящее время система приобретена и эффективно используется в более чем девяносто ГРО России.

Приблизительно около полутора лет назад было начато сотрудничество с ООО «Регионгазинформ», одной из дочерних компаний «Межрегионгаза» в рамках проекта по информатизации деятельности региональных газовых компаний, связанной с поставкой газа населению и расчетами за него. В результате АС «Абонент ГРО» рекомендована к использованию в этих организациях и в настоящее время внедрена в Рязанской, Костромской, Псковской областях и внедряется в семнадцати регионах России, среди которых Владимирская, Вологодская, Брянская, Курская, Новгородская, Орловская, Ростовская, Тверская, Тульская и Челябинская области, республики Мордовия, Чувашия и Удмуртия, Краснодарский и Ставропольский края, Ханты-Мансийский автономный округ.

Теперь, непосредственно о взаимодействии между «АС Абонент» и едиными расчетными центрами. Конечно, любая информационная система в жилищно-коммунальном хозяйстве не может работать изолированно. Приходится обмениваться данными с разными организациями, в том числе, с едиными расчетными центрами. Учитывая, что в разных городах обычно стоят разные системы, был разработан механизм информационного взаимодействия с едиными расчетными центрами. И, как оказалось, он очень похож на тот, который действует в Москве.

С заранее оговоренным регламентом (обычно раз в месяц) единым расчетным центрам предоставляется вся необходимая информация для приема оплаты за газ. При этом расчет объемов и стоимости услуг газоснабжения выполняется в АС «Абонент ГРО». Из ЕРЦ, как правило, ежедневно, в систему поступают данные об оплате абонентов за услуги газоснабжения. Таким образом, ЕРЦ включает данные о суммах оплаты за газ в единый платежный документ и не занимается расчетом, а выполнят работы по информированию населения, приему и разноске информации об оплате и т.д.

Мы считаем использование такой схемы оправданной по следующим причинам:

  • имея в своем распоряжении единую, актуальную базу данных по населению, газораспределительная организация и региональные газовые компании могут решать свои собственные задачи в полном объеме. Начиная от задач аналитической обработки информации, и заканчивая информационной поддержкой всех работ, связанных с поверкой газовых счетчиков;
  • так как функции ЕРЦ в такой схеме является только информирование и сбор от населения оплаты за услуги газоснабжения, между ГРО и ЕРЦ формируется рыночный характер взаимоотношений. Действительно, аналогичные услуги могут оказывать и оказывают другие организации - Банки, Почтовые отделения и т.д. Хорошо, если в городе есть сильный единый расчетный центр! Однако во многих крупных городах, и особенно в большинстве райцентров такие организации отсутствуют, поэтому в условиях отсутствия конкуренции ситуация для ГРО складывается достаточно печальная.

Кроме этих двух причин, очевидно, в расчет следует принимать и следующий момент. Выполняя расчет объемов и стоимости своими силами, ГРО является владельцем актуальной базы данных и не становится информационно зависимой от других организаций. Актуальная база данных имеет ценность! Передавая же расчет другим организациям, ГРО лишается такой базы данных.

Однако ,в целом, опыт работы и обмена информацией с другими организациями выявил целый ряд проблем, о которых можно говорить как о проблемах отсутствия технологии информационного взаимодействия. В системе ЖКХ используется большое количество разнообразных информационных систем. Разные платформы, разные технологии приводят к тому, что наладить качественный обмен данными - достаточно сложная задача. Здесь звучал термин - процент ошибок, которые возникают, когда данные передаются от одного предприятия ЖКХ в другое. К сожалению, такой процент далеко не ноль.

Один из вариантов решения этой проблемы - разработка технологии информационного взаимодействия между предприятиями ЖКХ и едиными расчетными центрами, основанной на представлении информации об абонентах в ЖКХ формате XML. ХML- это язык расширенной разметки, который в настоящее время широко используется для описания и обмена сложно-структурируемой информацией. К слову сказать, что поддержка XML встраивается в такие широко известные программные продукты, как Microsoft Word, Microsoft Excel и т.д.

Предполагается, что наличие такой технологии позволит решить следующие проблемы:

  • решается проблема единообразного обмена информацией между различными информационными системами, используемыми в коммунальном хозяйстве;
  • способствует возникновению конкурентной среды в области разработки информационных системы для нужд предприятий коммунального хозяйства;
  • создать среду для решения задачи централизованного информирования населения и сбора денег в условиях рыночной экономики при одновременной работе относительной большого числа поставщиков коммунальных услуг.

Пару слов о нашем опыте в этом направлении. В рамках задачи организации информационного взаимодействия между АС «Абонент ГРО»и другими организациями нами была разработана и реализована в технология обмена информацией об абонентах - потребителях услуг газоснабжения. Технология основывается на представлении информации об абонентах ГРО в виде XML-схемы, содержащей следующие основные узлы:

  • информация об абонентах;
  • информация о гражданах;
  • информация о льготах и льготниках, включая данные о документах на льготу, даты начала и окончания действия льгот и т.д.;
  • информация о характеристиках абонентов (количество членов семьи, размер площади и т.д.), представленные в виде временного ряда;
  • исходные данные для определения режимов потребления ресурса, представленные в виде временного ряда;
  • справочная информация (организации коммунального хозяйства, районы, улицы, населенные пункты, списки льгот, законов дающих право на льготы и т.д.);
  • информация о нормах и тарифах ресурсов;
  • информация об истории оплат абонента по каждой услуге газоснабжения;
  • информация о начислениях, размерах сумм выпадающих доходов, нормативных и выпадающих объемах расхода ресурса.

На основе вышесказанного, а также учитывая наши наработки в этой области, предлагаем рассмотреть вопрос о совместной разработке технологии информационного взаимодействия между коммунальными организациями и едиными расчетными центрами.