Если рассматривать информационные потоки и абстрагироваться от деталей реализации, то описываемая технология обеспечивает практически мгновенное (для большинства платежей от 30 сек. до 2 минут) пополнение лицевого счета, начиная от того момента, когда абонент внес необходимую сумму и подтвердил факт оплаты. Можно сказать, что основная задача технологии - обеспечить необходимую информационную инфраструктуру, чтобы данные о факте платежа как можно быстрее стали «известны» системе расчетов за услуги ЖКХ или биллинговой системе оператора связи.

Можно выделить три основных узла, участвующих в информационном обмене (рис.1):

Общая схема

Рис. 1 - Общая схема

В нормальном режиме работы все три узла связаны между собой защищенными Интернет-соединениями, что обеспечивает необходимую надежность и высокую скорость проведения платежей. При этом можно говорить о двух режимах взаимодействия точки приема с расчетными или биллинговыми системами. Первый режим - «без обратной связи», традиционно используется при регистрации платежей за мобильную связь, Интернет и т.д. В упрощенном виде последовательность действий здесь следующая:

Шаг 1: Абонент вводит лицевой счет (ЛС).

Шаг 2: Точка приема платежей осуществляет предварительную проверку корректности введенного счета.

Шаг 3: Если ЛС не корректен, система отказывает в регистрации платежа.

Шаг 4: Абонент подтверждает, что согласен платить и вносит купюры в аппарат.

Шаг 5: Абонент получает чек с подтверждением о проведении платежа.

Шаг 6: Информация о платеже от точки приема платежей поступает к платежной системе и помещается в очередь на обработку.

Шаг 7: По истечению заданного интервала времени платеж регистрируется в расчетной или биллинговой системе.

Очевидны недостатки такого режима работы. Во-первых, отсутствует подтверждение от расчетной или биллинговой системы о том, что такой счет действительно существует. Как показывает опыт, во многих ситуациях это становится причиной ошибочного зачисления платежей на «чужой» лицевой счет. Другой проблемой является тот факт, что при осуществлении платежа за ту или иную услугу абонент не получает необходимой информации о состоянии счета. По сути, он оплачивает услуги «в слепую», не зная, существует ли вообще задолженность по данной услуге и если задолженность есть, то в каком объеме. Надо сказать, что для мобильной связи отсутствие задолженности на экране терминала не является проблемой (информацию о состоянии счета можно оперативно получить непосредственно с мобильного телефона). Однако для оплаты услуг ЖКХ этот факт играет решающую роль - абонент предпочитает оплачивать услуги там, где он может получить информацию о состоянии своего лицевого счета, а не в точках приема платежей существующих платежных систем.

Для решения проблемы информирования абонента о состоянии счета и организации более глубокого информационного взаимодействия между точкой приема и расчетной или биллинговой системой в расчетно-платежной системе «Абонент+» реализован второй режим работы - «с обратной связью».

Последовательность шагов при оплате услуг здесь следующая:

Шаг 1: Абонент вводит лицевой счет (ЛС).

Шаг 2: Точка приема платежей осуществляет предварительную проверку корректности введенного счета.

Шаг 3: Точка приема платежей отправляет платежной системе запрос на проверку, возможна ли оплата по введенному ЛС.

Шаг 4: Платежная система запрашивает расчетную или биллинговую систему и формирует ответ на запрос. При этом возможно два варианта ответа:

  • ЛС существует, тогда в запрос включается информация по ЛС;
  • ЛС не существует или заблокирован.

Шаг 5: Точка приема платежей получает ответ на запрос.

Шаг 6: Если ЛС не существует или заблокирован, абонент получает отказ в обслуживании.

Шаг 7: Если ЛС существует, то Абонент дополнительно вносит необходимую информацию (показания счетчиков, период платежа, контактную информацию, если это необходимо). В том числе определяет, по каким конкретно услугам будет произведена оплата.

Шаг 8. При необходимости точка приема передает введенную абонентом информацию расчетной или биллинговой системе с целью проверки на корректность, а также для выполнения соответствующих расчетов (например, расчет суммы платежа по введенным показаниям счетчика).

Шаг 9: После проверки корректности введенных данных абонент подтверждает, что согласен платить и вносит купюры в аппарат. При этом в интерактивном режиме состояние лицевого счета отображается перед абонентом и изменяется по мере внесения платежа.

Шаг 10: Абонент получает чек с подтверждением о проведении платежа.

Шаг 11: Информация о платеже от точки приема платежей поступает к платежной системе и помещается в очередь на обработку.

Шаг 12: По истечению заданного интервала времени платеж регистрируется в расчетной или биллинговой системе.

Необходимо отметить, что при отсутствии у точки приема соединения с платежной, расчетной или биллинговой системами точка сохраняет работоспособность, автоматически переключаясь в режим работы «без обратной связи». Однако в этом случае, во-первых, возможны задержки при проведении платежей, а во-вторых, часть оригинальных функций комплекса (например, получение информации о состоянии счета, расчет начисления по введенным показаниям счетчика и т.д.) оказываются недоступными. Поэтому работа в таком режиме скорее исключение, чем правило.