Общие сведения

Расчетная-аналитическая система «Абонент» является основой программного комплекса «Абонент+». Система предназначена для решения расчетно-учетных задач, связанных с поставкой населению энергоресурсов и оказанием услуг ЖКХ. Устанавливается на компьютеры поставщика услуг и является полнофункциональным программным продуктом, обеспечивающим полную информационную поддержку всех бизнес-процессов предприятия ЖКХ по оказанию населению услуг ЖКХ и расчетам за них. Надежность, качество и широкие функциональные возможности комплекса подтверждены сертификатом соответствия № РОСИ.1013.0.643.С101.0.

Основные функциональные возможности системы

К основным функциональным возможностям системы можно отнести следующие:

  • 100%-ная стоимость услуги с разбиением по режимам потребления;
  • суммы выпадающих доходов с разбиением по режимам потребления, льготам и законам;
  • 100%-ный объем услуги с разбиением по режимам потребления;
  • выпадающие объемы с разбиением по режимам потребления, льготам и законам;
  • алгоритм расчета объема и стоимости услуг основан на разработанной нами математической модели, что позволяет выполнять настройку расчета на региональные условия использования без программирования;
  • ведение расчета по абоненту по нескольким услугами, в том числе при изменении поставщика услуг;
  • хранение обработка информации о ВДО населения, его характеристиках, сроках окончания гарантийного обслуживания, расчет показателей качества и надежности;
  • информационная поддержка задач, связанных с поверкой счетчиков абонентов;
  • возможность расчета пени;
  • работа с индивидуальными и групповыми счетчиками;
  • хранение истории оплаты, начисления, изменения характеристик, претензий о задолженности, ремонтов и аварийных вызовов;
  • групповые изменения характеристик, параметров, льгот, счетчиков, оборудования, адресных данных, состояния пометок, документов;
  • печать и автоматизированная обработка счетов-квитанций с использованием штрих-кода;
  • возможность информационной поддержки претензионной работы с абонентами – неплательщиками;
  • большое количество (более 100) встроенных отчетов;
  • возможность экспорта данных в различные форматы (текстовый файл, СSV, HTML, RTF, XLS, XML и DBF);
  • встроенный высокоуровневый объектный язык программирования;
  • встроенный генератор отчетов;
  • оригинальная подсистема фильтрации (отбора) данных с возможностью создания шаблонов фильтра пользователем;
  • поддержка широкого спектра периферийного оборудования: кассовые аппараты, система автоматического обзвона абонентов, сканер штрих-кода, фискальный регистратором, считыватель магнитных карт.

Комплект документации, поставляемой с системой, включает в себя:

  • руководство пользователя;
  • руководство системного администратора;
  • руководство разработчика;
  • альбом отчетных форм.

Архитектура системы, системное программное обеспечение

Расчетная система "Абонент+" построена по классической клиент-серверной архитектуре, т.е. наиболее критичная часть обработки информации всегда выполняется на сервере, активно используются механизмы транзакций и хранимых процедур. Использование этих механизмов означает, что переход базы данных в несогласованное состояние практически исключен. Проверка ВСЕХ вводимых изменений постоянно выполняется СУБД, и некорректные модификации данных блокируются.

В качестве сервера баз данных используется система управления базами данных (СУБД) Firebird версии 2.5. Основные отличительные особенности данной СУБД:

  • СУБД Firebird является свободно распространяемой;
  • имеет упрощенную процедуру инсталляции и относительно проста в администрировании;
  • в полном объеме удовлетворяет требованиям стандарта SQL92;
  • обладает высокой надежностью;
  • является платформонезависимой.

Свободное распространение системы означает, что каждая версия Firebird установленная и используемая в рамках РС "Абонент", является абсолютно лицензионно чистой и не требует дополнительных материальных затрат. Это выгодно отличает Firebird от таких широко известных СУБД, как Microsoft SQL Server, Sybase, Oracle и др. Несложно подсчитать, что стоимость лицензии на использование этих программных продуктов соизмерима, а то и значительно выше, чем стоимость самого комплекса.

Упрощенная процедура инсталляции и простота администрирования СУБД означают, что:

  • сокращается время на развертывание и сопровождение системы;
  • существенно снижаются требования к администраторам системы вплоть до того, что некоторые действия, в т.ч. инсталляция и настройка системы, становятся доступными не только людям со специальной технической подготовкой, но и опытным пользователям.

Удовлетворение требованиям стандарта SQL92 означает, что СУБД Firebird является профессиональным промышленным программным продуктом, разработка базы данных на котором может и должна вестись на высоком профессиональном уровне, с использованием всего арсенала возможностей, предоставляемых современными технологиями обработки информации.

Высокая надежность является одним из наиболее важных показателей, влияющих на выбор СУБД. Опыт работы с Firebird показывает, что в части надежности СУБД полностью удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям. За все время работы с РС "Абонент" при совокупном объеме обрабатываемой информации, исчисляемой сотнями гигабайт, не было отмечено ни одного случая потери или искажения информации по вине Firebird, в том числе - при аппаратных сбоях. Вместе с тем СУБД обладает необходимым инструментарием для выполнения операций резервного копирования данных, что с учетом необходимых рекомендаций, позволяет свести риск потери информации к минимуму.

Платформонезависимость СУБД позволяет снять многие ограничения, предъявляемые к системно-технической составляющей комплекса, и размещать серверную часть РС «Абонент+» на различных платформах. В настоящее время используемая версия СУБД Firebird способна без каких-либо существенных ограничений работать под управлением операционных систем Windows Server 2003/2008, Linux и FreeBSD. На момент подготовки настоящего материала есть опыт использования серверной части системы в промышленной эксплуатации под управлением ОС FreeBSD 6.x, Windows Server 2003 и Linux.

Внедрение системы

Безусловно, внедрение и последующее сопровождение системы - это те обстоятельства, которые играют одну из решающих ролей при выборе системы.

От того, насколько качественно подготовлены к работе пользователи и администраторы системы, в каком объеме и как качественно выполнена конвертация данных из "старых" систем, зависит, как сложится работа в первый и наиболее сложный период перехода на новую систему. Некачественно выполненное внедрение может просто привести к тому, что система не найдет применения на предприятии.

Однако, несмотря на большое количество "подводных камней", возникающих при переходе на новую систему, накопленный опыт позволяет утверждать, что при соответствующей организации процесса внедрения успех может быть достигнут в 100% случаев.

Среди основных отличительных особенностей выполняемого внедрения можно назвать следующие:

  • разработана типовая структура данных для конвертации информации об абонентах, характеристиках (с историей изменений), истории оплаты, начислений и перерасчетов. Реализованы алгоритмы для импорта данных из типовой структуры. Отдельной операцией реализована проверка логической согласованности и целостности импортируемых данных. Совокупность этих операций делает возможным внедрение системы собственными силами, без привлечения специалистов нашей компании;
  • внедрение без остановки работы абонентского и связанных с ним отделов. Это означает, что при соответствующей подготовке процесса внедрения окончательный переход со "старой" версии к "новой" может быть выполнен в течение одного-двух дней. При этом, как показывает практика, за один раз могут быть запущены в работу одновременно до 10 участков.

Более подробно о тонкостях процесса внедрения.

Сопровождение системы

Качество сопровождения системы - следующий ключевой момент, как влияющий на непосредственный выбор, так и определяющий отношение к системе в целом.

Наша компания гарантируют бесплатное исправление обнаруженных ошибок в течение всего срока эксплуатации. Однако исправление ошибок не может и не является основной целью сопровождения, которую, в свою очередь, можно определить как эволюционную поддержку системы.

Нами предлагаются три варианта сопровождения - "Базовое", "Стандартное" и "VIP", каждое из которых отличается объемом предлагаемых услуг и стоимостью. В рамках названных вариантов пользователи получают право на обновление версий системы, могут получить необходимую консультацию. Кроме этого, варианты "Стандартное" и "VIP" предполагают выполнение необходимых доработок в системе по требованию заказчика. При этом вариант "Базовое" не исключает доработок в принципе - возможно выполнение разовой доработки, объем и стоимость которой оговариваются дополнительно.

Также следует отметить, что вариант "VIP", имеющий наибольший объем консультаций и предполагаемых доработок, автоматически предоставляется заказчику в течение первого времени после внедрения комплекса.

В рамках всех трех вариантов заказчик получает право на обновление программного продукта. Каждое такое обновление носит название релиза и выпускается регулярно один раз в месяц. В релиз включаются все необходимые исправления и доработки, направленные на то, чтобы повысить скорость и качество работы с системой, расширить функциональные возможности. Модификация системы выполняется как в соответствии с заявками и пожеланиями пользователей, так и по инициативе разработчиков системы. После выпуска релиза автоматически по электронной почте зарегистрированные пользователи оповещаются о его выходе и выполненных изменениях, после чего файл обновления и загрузочный модуль выкладываются в Интернет и, таким образом, становятся доступными для скачивания.

Немаловажно отметить, что в РС "Абонент" встроен специальный модуль, отвечающий за автоматический переход на новый релиз. Таким образом, обновление выполняется с минимальным участием администратора, что при большом количестве участков в регионе оказывается весьма полезным.