В последние годы наблюдаются существенные преобразования в тех областях нашей жизни, которые так или иначе связаны с информационными технологиями. Мобильная связь стала обыденным явлением, банковские и платежные информационные технологии уже в настоящее время обеспечивают эффективную и надежную среду для взаимных расчетов между юридическими и физическими лицами.

Наблюдая за процессами, происходящими в сфере телекоммуникаций и в области электронных расчетов, можно придти к выводу, что в стране формируется новая информационная среда, возможности которой могут и должны быть востребованы бизнесом и государством. Их использование способно дать качественно иное решение многих широко известных проблем, стоящих и перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

Одним из таких перспективных направлений является проблема организации расчетов и приема платежей от населения за услуги ЖКХ. Многолетний и богатый опыт работы нашего коллектива в области информатизации расчетов за данные виды услуг позволяет выделить два основных подхода, используемых в настоящее время для приема платежей:

  • организация собственных пунктов приема платежей;
  • прием платежей через пункты банков, почты, городских расчетно-кассовых центров (РКЦ) и т.д.

Очевидны недостатки каждого из этих подходов. Сеть собственных пунктов, как правило, требует существенных организационных усилий и очень больших накладных расходов. Пункты приема платежей банков, почты, РКЦ и т.д., как правило, низкотехнологичны. Нередко данные о принятых платежах передаются на бумажном носителе в виде квитанций, заполненных абонентом. Квитанции вручную разносятся операторами предприятия ЖКХ. Обмен данными об оплате между предприятием ЖКХ и банками, почтой и РКЦ в электронном виде скорее исключение, чем правило. Отсюда - ошибки, задержки с зачислением средств, высокие эксплуатационные расходы на содержание пунктов приема платежей, что в конечном итоге приводит к проблеме неплатежей, которая возникает не потому, что абонент не имеет средств для оплаты, а потому, что при оплате он сталкивается с необходимостью терять время в очередях.

В известном исследовании «Оценка удовлетворенности населения услугами банков по приему коммунальных платежей» (http://www.kreml.org/other/114231428) отмечается, что среднее время ожидания в очереди при оплате коммунальных платежей в Сбербанке составляет 42 минуты. При этом через Сбербанк коммунальные платежи оплачивают большая часть абонентов (68% - на селе, 80% - в областных центрах и других городах, 97% - в г.Москва). Большая часть населения отмечает необходимость улучшения качества приема платежей.

Другой пример, который можно наблюдать практически повсеместно - оплата услуг мобильной связи. Большое количество точек приема и моментальное зачисление денег на счет выгодно отличают процесс приема платежей в компаниях мобильной связи от аналогичного процесса в предприятиях ЖКХ. В настоящее время в большинстве городов страны трудно найти крупный супермаркет или даже обычный магазин, где бы не были установлены платежные терминалы. Сеть терминалов стремительно расширяется.

Наш коллектив в общей сложности более 13 лет занимается информатизацией деятельности предприятий по расчету с населением за услуги ЖКХ. Основой предлагаемых нами решений является программный комплекс «Абонент+» - многофункциональный программный продукт, который в настоящее время внедрен и используется более чем в 100 организациях двадцати одного региона России в том числе.

Комплекс состоит из двух составляющих - расчетной и платежной систем.

Первая составляющая комплекса, расчетная система, устанавливается на компьютеры предприятий ЖКХ и решает весь комплекс задач по расчету с абонентами - начиная от учета платежей и заканчивая формированием справок для отделов социальной защиты населения. К основным отличительным особенностям расчетной системы можно отнести следующие:

  • предназначена для решения расчетно-учетных задач, связанных с поставкой населению энергоресурсов и оказанием услуг ЖКХ, в том числе, обслуживание и ремонт внутридомового оборудования;
  • хранит всю историю взаимоотношений с абонентами за необходимое число лет (начисление, оплата, характеристики, льготы и пр.);
  • работает в многопользовательском режиме без ограничения числа рабочих станций;
  • может быть укомплектована кассовым аппаратом, автообзвоном абонентов, сканером штрих-кода, фискальным регистратором и кардридером;
  • имеет широкие возможности по настройке режимов работы на региональные условия;
  • в основе модуля расчета системы лежит проверенный математический аппарат, который позволяет выполнять настройку системы на региональные условия без перепрограммирования системы;
  • имеет встроенный язык программирования и генератор отчетов;
  • более десяти лет находится в промышленной эксплуатации в более чем ста организациях двадцати одного региона России;
  • постоянно развивается. Авторы ведут полное сопровождение и эволюцию программного обеспечения, осуществляют методическую и информационную поддержку;
  • недорогая, обладает высоким быстродействием и не требовательна к аппаратным ресурсам компьютера.

Вторая составляющая, платежная система, обеспечивает высокоскоростной, защищенный и надежный сервис для приема платежей через сеть автономных пунктов и аппаратов самообслуживания. Основные отличительные особенности платежной системы заключаются в следующем:

  • обеспечивает прием в реальном времени платежей за коммунальные и прочие услуги, мобильную связь, погашение банковских кредитов и т.д. через сеть территориально распределенных пунктов и аппаратов самообслуживания (платежных терминалов);
  • интегрирована с расчетной системой комплекса (взаимодействие между системами возможно как в режиме «online», так и в режиме «offline»);
  • в качестве точек приема оплаты используются как аппараты самообслуживания (платежные терминалы), так и приложения на персональном компьютере с подключением к сети Интернет;
  • имеет веб-интерфейс, позволяющий настраивать доступность различных провайдеров и услуг для конкретной точки приема оплаты, просматривать отчеты о работе точек приема оплаты, отслеживать текущее состояние автоматов самообслуживания, регистрировать новые точки приема оплаты;
  • протокол взаимодействия точек приема оплаты и платежной системы оптимизирован для использования доступа в Интернет через GPRS-соединение.

Широкие функциональные возможности системы подтверждает Сертификат соответствия требованиям СТТ 115.50-04-2005 «Информационные технологии. Сертификация средств и систем в сфере информатизации. Программные средства автоматизированных систем начисления, учета и обработки платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги. Характеристики функционального назначения, информационной совместимости и безопасности. Технические требования». Сертификат имеет № РОСИ.1013.0.643.С101.0 и выдан АНО «Сертинфо» по результатам сертификационных испытаний от 12.12.2006.

Таким образом, наши специалисты предлагают комплексное высокотехнологичное решение, включающее в себя:

  • расчетную систему;
  • процессинговый центр по приему и обработке платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги;
  • программное обеспечение автономных пунктов приема платежей;
  • программное обеспечение для автоматов самообслуживания;
  • автоматы самообслуживания.

Объединяя перечисленные компоненты в единый комплекс, мы предлагаем уникальное решение, аналогов которого не существует на российском рынке! При этом, учитывая, что спектр предлагаемых решений охватывает все этапы процесса приема платежей и расчетов за них, мы гарантируем, что все части «стыкуются» между собой и надежно функционируют в рамках единого комплекса.

 

Таким образом, суть нашего делового предложения заключается в следующем: на базе расчетной и платежной составляющих ПК «Абонент+» совместно создать единую систему приема платежей (ЕСПП) вашего предприятия (рис. 1). 

Общая схема приема платежей на основе ЕСПП
Рис 1. Общая схема приема платежей на основе ЕСПП

Создание системы предполагает:

Целесообразность применения такой системы определяется следующими соображениями:

  • решается задача расчетов с населением за услуги ЖКХ;
  • обеспечивается единый круглосуточный программный интерфейс для приема от населения платежей за услуги ЖКХ;
  • у абонента появляется возможность оплаты за услуги ЖКХ не только в «своем» регионе, но и в любой точке, в которой установлен автомат самообслуживания или работает пункт приема платежей, подключенный к процессинговому центру через защищенное GPRS-соединение;
  • абоненту предоставляется возможность ввода показаний и расчета необходимого размера платы в зависимости от объема расхода услуги (электроэнергия, водо-, газо- и теплоснабжение) по счетчику с учетом действующих тарифов, льгот, режимов потребления и т.д. в любой точке приема платежей;
  • система представляет собой основу для интеграции различных информационных систем предприятия ЖКХ. Как следствие - снимается территориальные ограничения на проведение платежа;
  • внедрение системы способствует реальной экономии средств. Во многих регионах банки, почта и другие организации взимают процент с предприятия ЖКХ, который зависит от суммы принятых платежей. Появление в регионе альтернативных высокотехнологичных точек, в силу возросшей конкуренции предполагает снижение этого процента.

По вашему запросу готовы предоставить дополнительную информацию, а также организовать презентацию нашего решения.

Следует отметить, что прием платежей в пользу операторов мобильной связи, а также в пользу отдельных предприятий ЖКХ (например, ОАО «Мосэнергосбыт», http://www.mosenergosbyt.ru/press-center/news/2007-03-19/) в целом реализуются по приведенной выше схеме. Практика подтверждает, что описанная технология обладает явными преимуществами и в некоторых областях практически вытеснила традиционные формы оплаты.

Со своей стороны готовы обсудить все возможные варианты сотрудничества.